Маркировка товаров 2019-2024
В данной статье мы расскажем о том, что собой представляет обязательная маркировка товаров, для чего она нужна и какая ответственность предусмотрена за нарушение требований законодательства. Также вы узнаете, что какие действия необходимо выполнить участникам, чтобы подготовиться к работе по новым правилам.
Начиная с 2019 г. в России стартовала обязательная маркировка (ОМ). Большинство товарных групп уже перешли на новую систему работы, а к 2024 г. сквозная маркировка будет внедрена для всех товаров, изготавливаемых, реализуемых или импортируемых на территорию РФ. Нарушение правил ОМ влечёт за собой конфискацию товара, а также административную и даже уголовную ответственность.
Что собой представляет маркировка
Маркировка – это нанесение маркировочного кода на товар, товарную упаковку и/или этикетку для последующего прослеживания товарного пути, начиная с момента производства или импорта и заканчивая реализацией конечному потребителю. Правила ОМ регламентируются ФЗ №381 от 28.12.2009. Все участники оборота маркированных товаров обязаны зарегистрироваться в ГИС МТ «Честный ЗНАК» (ЧЗ).
В качестве идентификаторов, в зависимости от конкретной группы товаров, используют:
-
DataMatrix — это 2D штрих-код состоящий из чередующихся чёрных и белых элементов, выстроенных в форме квадрата либо прямоугольника. Они предназначенаются для маркировки обуви, текстиля, медикаментов, духов и туалетной воды, фотооборудования и т.д.
-
КИЗ – это контрольно-идентификационный знак, RFID-метка или чип, на которые закодированы серийные идентификаторы SGTIN. Наносятся на изделия из натурального меха.
Задачи обязательной маркировки
Основными задачами ОМ является вымещение теневого и нелегального бизнеса с Российского рынка, а также защита потребителей от приобретения некачественных товаров.
Маркировка позволит добросовестным производителям:
-
Повысить производственные объёмы.
-
Снизить себестоимость товаров.
-
Сократить затраты. За счёт получения точной и своевременной информации о реальных остатках и товарных перемещениях.
Дистрибьюторы и ритейлеры смогут:
-
Защитится от приобретения контрафактной и поддельной продукции.
-
Повысить объём продаж за счёт вывода с рынка недобросовестных участников.
Ответственность за невыполнение правил ОМ
В соответствии с действующим законодательством, за оборот немаркированной продукции предусмотрено административное взыскание в виде штрафа.
За оборот немаркированной продукции |
Штраф |
||
Для физлиц |
Для должностных лиц и ИП |
Для ООО |
|
Производство |
Нет |
От 5 до 10 тыс. р |
От 50 до 100 тыс. р |
Продажа |
От 2 до 4 тыс. р |
От 50 до 300 тыс. р |
|
Производство акцизной продукции (алкоголь, табак) |
Нет |
От 10 до 15 тыс. р |
От 100 до 150 тыс. р |
Хранение, транспортировка и реализация акцизной продукции |
От 4 до 5 тыс. р |
От 200 до 300 тыс. р |
Уголовная ответственность:
Нарушение |
Штраф |
Ограничение свободы |
Производство, хранение, перевозка и реализация немаркированных товаров |
||
В крупном размере |
От 100 до 300 тыс. р |
4 года или общественные работы на тот же срок |
По предварительному сговору |
||
Группой лиц |
От 200 до 500 тыс. р |
6 лет или общественные работы на тот же срок |
В особо крупном размере |
||
Оборот немаркированной акцизной продукции (алкоголь, табачные изделия) |
||
В крупном размере |
До 500 тыс. р |
3 года или общественные работы на тот же срок |
По предварительному сговору |
От 400 до 800 тыс. р |
|
Группой лиц |
||
В особо крупном размере |
Принципы работы с маркированными товарами
-
Изготовитель, импортёр, дистрибьютор или ритейлер маркируют товар и предоставляют отчёт о совершённых действиях в систему ЧЗ.
-
Участники оборота предоставляют отчёт обо всех товарных перемещениях, сопровождаемых переходом права собственности в систему ЧЗ.
-
При поступлении поставки с маркированной продукцией на розничную точку продаж уполномоченный сотрудник в обязательном порядке производит сверку идентификаторов, прописанных в сопроводительной документации, с реально нанесёнными на товар кодами.
-
Во время реализации маркированного товара через ККМ, оператор сканирует его штрих-коды при помощи сканера.
-
ККМ автоматически передаёт информацию о совершённой операции ОФД, а тот, в свою очередь, представляет отчёт в систему ЧЗ.
-
После поступления данных о выбытии товара в ГИС МТ «Честный ЗНАК» идентификатор навсегда изымается из оборота.
-
Покупатель осуществляет проверку подлинности товара, проверяя маркировочный код через мобильное приложение «Честный ЗНАК».
Подготовка к работе с маркировкой
В первую очередь участникам потребуется:
-
Приобрести КЭЦП.
-
Произвести обновление ПО и установить необходимое для работы с маркированными товарами оборудование.
-
Произвести настройку ПАК.
-
Убедиться в том, что реализуемый товар подлежит ОМ.
-
Присоединиться к ЭДО.
-
Заключить договор с ОФД.
-
Пройти процедуру регистрации в системе ЧЗ.
Для технической подготовки к работе с маркировкой участнику потребуется:
-
Купить 2D сканер.
-
Приобрести и установить ККМс поддержкой тега 1162 (либо произвести обновление уже установленного оборудования).
-
Произвести обновление ПО, инсталлированного на ПК.
Для подготовки софта необходимо:
-
Настроить подходящую программу учёта товара.
-
Подготовить IT-решение предназначенное для передачи информации в систему ЧЗ.
Изготовителям и импортёрам потребуется:
-
Стать членом ассоциации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» (для заказов GTIN).
-
Получить и произвести настройку РЭ.
-
Приобрести принтер этикеток, подходящий для печати DataMatrix.
Данный материал носит информационный характер. ООО «Компания Интегро» не несет ответственности за актуальность предоставленной информации и возможные последствия.
Наш каталог продукции
У нас Вы найдете широкий ассортимент товаров в сегментах кассового, торгового, весового, банковского и офисного оборудования