Честный ЗНАК: проверка маркировочного кода
В данной статье мы расскажем о том, для чего нужна проверка подлинности маркировочных кодов и кто из участников должен выполнять её в обязательном порядке. Вы узнаете, как её выполнять, а также что делать в случае обнаружения нарушений и несоответствий.
Отдельные группы товаров, реализуемые на российском рынке, подлежат обязательной маркировке (ОМ) идентификаторами DataMatrix. Маркировочные коды (МК) при этом позволяют не только просматривать информацию об изготовителе и товаре, но и через систему «Честный ЗНАК» (ЧЗ) отслеживать все его перемещения, начиная с момента производства и заканчивая реализацией конечному потребителю.
Кто может осуществлять проверку маркировочных кодов через систему Честный ЗНАК
За невыполнение требований законодательства к работе с товарами, подлежащими ОМ, налагается административное взыскание в виде штрафа. Поэтому участникам рынка необходимо осуществлять проверку МК с поступающих к ним товаров. Ниже мы расскажем, как это сделать:
-
Дистрибьюторы — должны осуществлять проверку МК на стадии приёмки поставки. Это позволяет убедиться в том, что поступившая продукция не является поддельной или контрафактной. А также в том, что идентификаторы совпадают с указанными в сопроводительных документах и при отгрузке не было допущено ошибок.
-
Ритейлеры – так же, как и дистрибьюторы, осуществляют проверку МК на этапе приёмки поставки. Помимо этого, они должны считывать МК с каждого реализуемого через ККМ товара. После чего ОФД отмечает выбытие МК из оборота и предоставляет отчёт об этом в систему ЧЗ.
Для покупателя проверка МК не является обязательной, но он может выполнять её добровольно, чтобы уберечь себя от приобретения некачественного или поддельного товара. В случае выявления несоответствий потребитель имеет право оставить жалобу в Роспотребнадзор, после чего в отношении недобросовестного участника будет инициирована проверка.
Как выполнить проверку маркированного товара в Честном ЗНАКе
Дистрибьюторы, а также оптовые и розничные продавцы могут производить проверку МК через официальный портал системы ЧЗ. Для этого необходимо:
-
Создать ЛК на сайте ЧЗ.
-
Открыть нужную товарную группу.
-
Войти во вкладку «Коды маркировки».
-
«Вырезать» цифровую часть кода из УПД и вставить в пустую строчку формы на сайте.
-
Кликнуть на «Применить».
С результатами проверки можно ознакомиться в столбике «Статус». Должна стоять отметка «В обороте». Статус «Эмитирован» означает, что товар не был введён в оборот. Реализовывать такой товар запрещено.
Рассмотрим, как ещё можно осуществить проверку МК. Так, в некоторых ККМ есть встроенный модуль «Маркировка» позволяющий в автоматическом режиме определять статус идентификатора, а также получать сведения о собственнике товара.
Для получения поставок удобно использовать ТСД с встроенным специализированным ПО для товарного учёта. К примеру, DataMobile.
Как выполнить проверку маркировочного кода покупателю
Покупатели могут осуществлять проверку МК через приложение ЧЗ, инсталлированного на смартфон. Загрузить его можно через Google Play, App Store или на портале ЧЗ.
Проверка позволяет пользователю:
-
Убедиться в качестве товара.
-
Посмотреть срок годности и состав продукта.
-
Уведомить уполномоченные органы, в случае выявления нарушений.
Помимо возможности проверки МК, в приложении имеется дополнительный функционал. Так, в нём можно отыскать ближайший аптечный пункт, в котором есть нужный лекарственный препарат, посмотреть его цену, инструкцию по применению, а также выставить уведомление о времени принятия медикаментов.
Инструкция по проверке МК покупателем:
-
Откройте приложение ЧЗ и пройдите авторизацию, используя номер телефона.
-
Выберите действие - «Открыть сканер».
-
Направьте камеру устройства на проверяемый МК.
После автоматического распознавания метки сведения о товаре будут выведены на дисплей смартфона.
Убедиться в качестве и неподдельности товара можно по статусу отсканированного МК:
-
Положительный – зелёный статус. Товар был обнаружен в системе.
-
Нейтральный – серый статус. Проверяемый товар уже был реализован. Покупателю требуется дать подтверждение либо опровержение тому, покупал ли он эту продукцию. В случае выявления несоответствий пользователю необходимо уведомить о нарушении органы контроля.
-
Отрицательный – красный статус. Товар не прошёл проверку. Легальность его продажи вызывает сомнения. Приобретать его не стоит. Пользователю необходимо оставить жалобу в органы контроля, кликнув на кнопку «Сообщить о нарушении».
Проверка кода Честный ЗНАК: что делать при выявлении несоответствий
Если во время проверку участник (ИП или ООО) столкнулся с тем, что товару присвоен статус «Эмитированы» ему необходимо обратиться к поставщику. Чтобы тот ввёл штрих-код в оборот и представил обновлённый УПД.
При выявлении несоответствий в сведениях с этикетки с указанными в накладной также следует обратиться к поставщику. Вероятно, товар просто был перепутан при комплектации заказа и подлежит возврату. Торговая точка отклоняет получение поставки частично либо в полном объёме. Составляется акт расхождения на ошибочно привезённый товар, и он отправляется обратно поставщику. За приёмку товара с некорректными кодами на участника может быть наложен штраф.
В случае если поставщик уклоняется от своих обязательств (не выходит на связь либо тянет с заменой некорректно оформленного товара) участник может составить жалобу в Роспотребнадзор.
В заключение можно отметить то, что для избежания спорных ситуаций участникам всегда нужно осуществлять проверку МК во время приёмки поставок с маркированными товарами. Это даст уверенность в качестве и подлинности продукции.
Данный материал носит информационный характер. ООО «Компания Интегро» не несет ответственности за актуальность предоставленной информации и возможные последствия.
Наш каталог продукции
У нас Вы найдете широкий ассортимент товаров в сегментах кассового, торгового, весового, банковского и офисного оборудования