Закон о ККТ: что необходимо знать о последних изменениях, внесённых в ФЗ №54 | kkmsale.ru
×
Регистрация
Город:

Закон о ККТ: что необходимо знать о последних изменениях, внесённых в ФЗ №54

Закон о ККТ: что необходимо знать о последних изменениях, внесённых в ФЗ №54

В данной статье мы расскажем обо всех значимых изменениях, внесённых в ФЗ № 54 с момента его издания. Также вы узнаете о том, кто получил отсрочку от использования ККТ в 2019 году, а также о том, кто может вести свою деятельность без использования ККМ на постоянной основе.

В 2017 году ФЗ №290 внёс существенные изменения в уже существующий ФЗ №54, регламентирующий использование KKT. Так, участникам российского рынка было предписано заменить имеющиеся кассовые аппараты (с ЭКЛЗ) на KKM с фискальным накопителем и возможностью перенаправления чеков в режиме реального времени в налоговый орган.     

После этого в ФЗ №54 значительные поправки вносились ещё три раза. Например, на сегодняшний день, при расчётах с потребителями, участники рынка должны применять кассы нового образа. Данные изменения коснулись всех участников, осуществляющих реализацию товаров в розницу, а также оказывающих услуги населению, включая сферу общественного питания. KKM обязаны пользоваться даже общественные организации в случае, если они принимают оплату за свои услуги. Таким образом, в последнее время произошёл ряд довольно важных  изменений. Конечно, в ФЗ №54 вносились и другие поправки, но они проходили менее заметно, так как не требовали от участников особых временных и финансовых затрат.

Последний законопроект в отношении KKM

Внедрение KKM является обязательным для всех коммерческих хозяйствующих субъектов, а также казённых учреждений, получающих оплату:

  • За предоставляемые товары или услуги.

  • В случае возврата предоплаты.

  • При предоставлении товарного кредита, а также его гашения.

С июля предыдущего года всех участников оборота обязали осуществить переход на современные кассы, но это вызвало негатив со стороны представителей жилищно-коммунальных хозяйств, а также предпринимателей, занимающихся маршрутной и частной перевозкой граждан. Поэтому, в рамках третьей кассовой реформы, правительством был рассмотрен и принят ряд поправок и законопроектов, среди которых ФЗ №129, упрощающий использование ККТ.  Изменения затронули следующих участников:

  • ИП, занимающихся частной практикой (без привлечения наёмного персонала).

  • ЖКХ.

  • Компании, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и грузов.

  • Организации, оказывающие услуги в сфере спорта, образования и развлечений.

  • Компании предоставляющие услуги клиентам.

Помимо этого, были внесены изменения в порядок создания кассовых чеков и БСО, в отношении получения безналичного расчёта и авансов.

ФЗ № 54 кто получил отсрочку в 2019 году.jpg

ФЗ № 54: кто получил отсрочку в 2019 году

В прошедшем году отсрочку получили предприниматели, ведущие свою деятельность на патентной системе и «вмененке», ведущие свою деятельность без привлечения наёмных сотрудников, среди них:

  • Лица, занимающиеся репетиторской деятельностью, массажисты, веб-мастеры, художники, конструкторы, няни, парикмахеры и т.п.

  • Предприниматели, занимающиеся оказанием услуг в сфере ландшафтного дизайна, компьютерного программирования и т.п.

  • Предприниматели, продающие товары собственного изготовления: торты, бижутерию, одежда, сувениры и т.п.

Закон гласит, что если предприниматель примет на работу хотя бы одного наёмного работника, ему придется в течение 30 дней купить KKA и поставить его на учёт в ФНС. 

Отсрочка по данному изменению предоставляется только до июля 2021 г. после этого предпринимателю всё же придётся перейти на новый режим работы, либо сменить статус с ИП на самозанятого гражданина, в последнем случае использование кассы не обязательно.

ФЗ №54 кто может работать без использования онлайн-касс.jpg

ФЗ №54: кто может работать без использования онлайн-касс

Во 2 статье Федерального закона №54 обозначен список участников, получивших полное освобождение от применения KKM: 

  • Киоски, реализующие печатную продукцию.

  • Организации, осуществляющие поставки продуктов в учёбные заведения.

  • Носильщики на вокзалах.

  • Аптечные пункты, расположенные в сельских лечебно-профилактических учреждениях.

  • Муниципальные библиотеки.

  • Киоски с мороженым.

  • Мастерские по ремонту обуви.

  • Заготовка дров и другие.

Позже вышел ФЗ №129, пополнивший данный перечень следующими пунктами:

  • Продажа бахил в розницу (включая их продажу через автоматы).

  • Сдача в аренду жилья или парковочного места в многоквартирном доме (поправка касается только тех кто предоставляет в аренду личную недвижимость).

Также без использования ККМ можно реализовывать билеты на театральные и иные представления, но только если продажа осуществляется с рук или с лотка. Если же продажа билетов ведётся через кассу или через интернет, использование ККМ будет обязательным.

Участники, ведущие свою деятельность в труднодоступной местности, по-прежнему могут продолжать работать без использования ККМ, но по запросу покупателя они всё равно должны будут предоставить БСО, подтверждающий факт оплаты (может заполняться вручную).

В населенных пунктах, расположенных вне зоны покрытия интернет, собственники могут использовать ККМ в автономном режиме, то есть без передачи данных обо всех совершённых кассовых операциях ОФД, в режиме реального времени. Правда, в таком случае, собственник всё равно будет обязан использовать ККМ совместно с ФН, раз в месяц выгружая данные и самостоятельно предоставляя их в ФНС.

Что гласит ФЗ №54 о безналичных расчётах.jpg

Что гласит ФЗ №54 о безналичных расчётах

Обновлённый ФЗ №54 дал возможность некоторым участникам возможность освобождения от использования ККМ, если соблюдены определённые условия. В данный перечень вошли:

  • Организации в сфере культуры и досуга, к примеру, дворцы культуры, творчества и т.п.

  • Организации, предоставляющие образовательную деятельность, центры образования, учреждения, оказывающие услуги образовательного характера и т.п.

  • Центры спорта и физкультуры, фитнес-центры, секции и т.п., предлагающие услуги населению.

  • ТСН, СНТ и ЖСК.

В статье 2 пункта 13 ФЗ №54 обозначены условия, исполнив которые KKM применять не обязательно, таких всего два:

  • Оказание услуг по своему профилю.

  • Получение безналичного расчёта без непосредственного посещения клиентом офиса организации, к примеру, в интернет банке, либо через платежный терминал.

ТСН и ЖСК попадают под специальные условия и имеют право не представлять фискальные документы за такие расчёты, как:

  • Получение платы от участников объединения.

  • За жильё и ЖКУ от участников товарищества и владельцев помещений.

Данное послабление касается только безналичной оплаты.

ФЗ №54 - внесение аванса

Начиная с июля 2019 г., поменялся порядок получения авансов. В соответствии со статьёй 1.2 ФЗ №54, участники при получении аванса должны предоставлять клиенту два чека – один при получении оплаты, а второй после поставки товара, оказания услуги или выполнения работы. В первом как способ расчёта указывается «Предоплата», а во втором «Полная оплата» (при этом в нём необходимо указать уже внесённый авансовый платёж).  

В некоторых компаниях услуги оказывают только по предоплате, а это значит, что каждый раз, выпуская по два фискальных документа, траты на расходные материалы повысятся вдвое. Поэтому им, в качестве исключения, позволяется выпуск только одного чека, при этом в нём должны быть отражены все данные с получением и возвратом предоплаты за прошлый период.      

Документ требуется переслать в налоговый орган не позднее 10 дней после окончания расчётного месяца. При этом участнику можно этого не делать, в случае если он занимается:

  • Оформлением праздников и мероприятий в области досуга.

  • Оказанием услуг по перевозке пассажиров и грузов.

  • Оказанием услуг связи (интернет, телефон и т.п).

  • Регулирование платных автотрасс, магистралей и дорог.

  • Иных услуг, обозначенных в статье 174.2 НК РФ.

Также принятые в середине года поправки расширили данный перечень следующими услугами:

  • ЖКХ.

  • Охрана и системы безопасности.

  • Образование.

Хозяйствующие субъекты, ведущие свою деятельность в указанных выше сферах деятельности, всё же не освобождены от использования KKT – и им нужно будет поставить KKM и заключить соглашение с ОФД.

Исключение составляют только муниципальные клубы, дома культуры, творчества и иные центры досуга: они могут функционировать, не используя кассовый аппарат даже при расчёте наличными средствами.

Поправки к ФЗ №54 как работают курьеры и специалисты, оказывающие выездные услуги.jpg

Поправки к ФЗ №54: как работают курьеры и специалисты, оказывающие выездные услуги

Когда последние поправки уже обрели свою силу, список хозяйствующих субъектов, получивших право удалённого использования, пополнился ещё.  До этого в него были включены только интернет-магазины, вендинговые автоматы и общественно-пассажирский транспорт.

В новой редакции к данному списку были добавлены:

  • Торговля разъездного характера с рук, автолавки и т.п.

  • Торговые компании и доставка еды на дом.

  • Предоставление выездных услуг: уборка домов и квартир, установка окон, ремонт бытовой техники и т.п.

  • Компании, дающие внутриотраслевые бланки вместо фискальных документов: ломбарды, вет.учреждения и т.п.

  • Общественный маршрутный транспорт с продажей проездных билетов непосредственно внутри салона.

  • Учреждения, получающие плату за жильё (коммунальные платежи и взносы на капитальный ремонт).   

  • Торгоматы, осуществляющие приём платежей за автоматически оказанные услуги (автомойки, прачечные и т.п).

Например, организации специализирующиеся на оказании услуг по ремонту квартир, могут не снабжать KKM всех работников, они могут установить один аппарат непосредственно в офисе, либо получить в аренду облачную кассу, а для предоставления чеков они могут использовать любой, допустимый законом, способ. Для удобства собственников ККМ, законом предусмотрено несколько вариантов:

Участники

Способ предоставления фискального документа

Компании и предприниматели, предоставляющие утвержденные в своей отрасли БСО.

Вместо фискального документа можно предоставлять БСО с указанными в нём QR-кодом и реквизитами документа (число и время платежа, сумма операции, признак расчёта и другие).

Водители и кондукторы, которые реализуют проездные талоны в пассажирском транспорте.

Подходят такие варианты, как: выдача бумажного талончика со ссылкой на сайт ФНС, либо с QR-кодом, который можно отсканировать при помощи приложения, получив тем самым сведения о покупке. Демонстрация пассажиру кода с экрана смартфона, чтобы он мог распознать его при помощи приложения. Выслать электронный чек на предоставленный пассажиром номер телефона или электронную почту.

Организации и предприниматели, обслуживающие пассажиров на выезде

Обычно пассажиру присылают фискальный документ на указанные им контакты, либо выездной сотрудник предоставляет ему QR-код для распознавания с экрана.


Некоторые изменения в ФЗ №54 связаны с ЖКХ. Для них есть специальная льгота, которая предусмотрена для безналичной оплаты в удалённом порядке, то есть она действует только если расчёты между клиентами и поставщиками осуществляются заочно.

При произведении расчёта за жильё и ЖКУ допускается предоставлять фискальные документы только в случае если жилец напишет заявление с просьбой об этом на протяжении 90 дней после оплаты. Оно может подаваться самостоятельно, либо высылаться по почте. Если запрос был получен, то необходимо предоставить чек не позднее 5 дней. Если же запрос не поступал, то, по истечении срока в 3 месяца, обязанность по предоставлению ФД считается исполненной.  

Если клиент рассчитывается за услуги ЖКУ непосредственно в офисе компании (вне зависимости от типа оплаты: наличная/безналичная), чек об оплате нужно будет предоставлять во время расчёта.  

ФЗ №54: что требуется знать о фискальных документах

Начиная с июля 2019 г. при получении безналичной оплаты (к примеру, с карты) как форму расчёта в чеке нужно указывать заголовок «безналичными» - реквизит 1081.

БСО, созданные в типографии и оформленные от руки больше использовать нельзя, вместо них нужно предоставлять стандартные фискальные документы, выпущенные на ККМ. Если физическое лицо переводило деньги через кредитную организацию, то после обозначенного числа данное послабление уже не будет действовать.  

Если организация занимается продажами товаров или услуг в рассрочку либо с предоставлением отсроченных платежей, то по факту она предоставляет клиенту товарный кредит, а это означает, что необходимо выдавать два чека. Один - когда клиенту предоставляется товар в счёт последующей оплаты, и второй, когда он погасит кредит. Раньше ФЗ №54 обязывал предоставлять только один фискальный документ, после того, как кредит будет оплачен.

С 2019 года торговые организации должны также создавать фискальные документы не только при получении денег за товар, но и при получении в качестве части оплаты другого товара. К примеру, в магазинах бытовой техники часто бывают акции обмена старого оборудования на новое. 

Если сотрудник покупает товар у работодателя в счёт будущей зарплаты, то чек тоже должен быть предоставлен.  

Страховым агентам, а также организаторам лотерей и других подобных мероприятий был облегчен порядок использования KKM. Так, начиная с июля 2019 г., при выплате выигрышей или других страховых премий в сумме до 15 тысяч рублей, необходимо вносить ФИО потребителя и его ИНН.

До 2021 года участники на «упрощенке», «вмененке» и патенте, помимо тех, кто реализует подакцизные товары, могут не вносить в чек название позиций.

ФЗ №54: мораторий на штрафы с 2019 до 2020 года для ЖКХ и транспорта

В соответствии с ФЗ №54 об использовании KKM, транспортная отрасль и ЖКХ обязывались осуществить переход на новую систему работы в начале года, но Государственная дума предоставила им отсрочку на штрафы до июля 2020г. Затем из-за ситуации, связанной с возникшей пандемией, был принят ФЗ №184, благодаря которому водители транспорта, а также организации в сфере ЖКХ, получили отсрочку от штрафов ещё на 3 месяца, вплоть до 01.10.2020 года. Это означает, что до обозначенной даты водители транспорта, а также организации в сфере ЖКХ не будут получать штрафы  за неиспользование ККТ, использование ККТ с нарушениями или непредставление клиентам фискальных документов.

При этом льгота не затронет собственников транспортных компаний и такси – они должны использовать ККМ ещё с 01.07.2019г. исключение составляют только частные извозчики, работающие на себя, без наёмного персонала.

Наказание за нарушение ФЗ №54

ИП и собственники организация, могут получить административное наказание в виде штрафа за отсутствие ККМ и прочие нарушения:

  • Касса функционирует с ошибками: нет соединения с ОФД, не подсоединён интернет и не передаются данные в ФНС.

  • Применяется устаревшая модель без ФН.

  • Клиенту не был предоставлен фискальный документ, либо он не был отправлен ему на номер телефона или электронную почту.

Нарушение

Штрафные санкции для должностных лиц, или предпринимателей

Штрафные санкции для ООО

Клиенту не был предоставлен чек.

2000 рублей.

10000 рублей

Собственник ККТ не отправил данные в ФНС.

От 1500 до 3000 рублей.

От 5000 до 10000 рублей

Применение ККТ, не соответствующего ФЗ№54.

От 1500 до 3000 рублей.

От 5000 до 10000 рублей

Отсутствие ККМ.

От 25% до 50% от неучтённого оборота, но не меньше чем 10000 рублей.

От 75% не меньше чем 30000 рублей.

Повторное нарушение (если суммарный доход за оба раза превысил один миллион рублей).

Временная остановка предпринимательской деятельности на срок от 1 года до 2.

Временная остановка предпринимательской деятельности на срок до 3 месяцев


Наказание в виде предупреждения может быть наложено на представителя малого и среднего бизнеса при условии, что данное нарушение закона будет первым или вторым, но так, чтобы с момента первого обнаружения прошло более 12 месяцев.



Возврат к списку

вверх
Оплата любыми способами
Оплата любыми
способами

5 способов оплаты для
вашего удобства

арантийное обслуживание
Гарантийное
обслуживание

Поможем с ремонтом
и обслуживанием товара

3 розничных магазина
3 розничных
магазина

Санкт - Петербург,
Москва и Казань