Регистрация ККМ в налоговой

В данной статье мы расскажем о способах постановки ККТ на учёт в органы налогового контроля. Вы узнаете о том, что необходимо для регистрации ККМ в ФНС, как подать заявление, какие ошибки чаще всего совершают участники и многое другое.
Все участники Российского рынка, не относящиеся к категории самозанятых, должны использовать во всех коммерческих расчётах оналайн-кассу нового образца. Также (для соблюдения требований законодательства) ККМ должна стоять на учёте в ФНС. Для этого не требуется куда-либо идти: процедуру без труда можно провести дистанционно.
Все способы, постановки ККМ на учет в налоговой
В ст. 2 ФЗ №54 представлен перечень субъектов, получивших полное освобождение от применения ККТ. В него вошли киоски, реализующие периодические издания, а также точки по производству ключей, ремонту обуви, продаже мороженного и т.д. Функционировать без ККМ могут самозанятые и ИП, уплачивающие налог на профессиональный доход.
Все остальные участники обязаны купить ККМ и зарегистрировать её в ФНС. Это касается даже бюджетных организаций, занимающихся оказанием платных услуг. Даже торговые точки, функционирующие в населенных пунктах, где отсутствует интернет, обязаны использовать ККМ, пусть и в автономном режиме.
Зарегистрировать ККМ в ФНС можно тремя способами:
-
Самостоятельно в ближайшем отделении ФНС. Участнику требуется заполнить бланк вручную и принести его в инспекцию. Необходимую форму можно загрузить на официальном портале ФНС.
-
Дистанционно через ЛК на портале ФНС. Это наиболее лёгкий вариант регистрации, не требующий личного посещения отделения.
-
Через ЛК на портале ОФД. Некоторые операторы, к примеру OFD.ru и «Платформа ОФД», предоставляют бесплатную услугу по регистрации ККМ в ФН.
Собственник ККМ может самостоятельно выбрать подходящий способ. Мы же более подробно разберём именно второй вариант.
Что необходимо для регистрации ККМ в ФНС
После приобретения ККМ, пользователь не может просто включить устройство и начать работать. ККМ должна иметь возможность осуществления фискализации чеков и их пересылки в режиме реального времени ОФД. Так, что же потребуется собственнику ККМ для того, чтобы дистанционно зарегистрировать её в ФНС.
Электронная подпись
В первую очередь, необходимо приобрести КЭЦП, оформленную на имя генерального директора. С начала 2022 г., участники могут оформить КЭЦП только через ФНС, либо в аккредитованных УЦ, прошедших регистрацию в соответствии с новыми предписаниями от 01.07.2021 года.
Как ККМ осуществляет передачу сведений в ФНС
ККМ пересылает ФД в ФНС РФ, используя для этого посредника – ОФД. Для организации процесса, необходимо:
-
Поставить ФН.
-
Настроить соединение ККМ с сетью.
-
Подписать соглашение на предоставление абонентских услуг с подходящим ОФД.
Всё это необходимо совершить перед постановкой ККМ на учёт, поскольку во время регистрации потребуется ввести номер ФН и сведения об ОФД.
Предназначение ФН заключается в фискализации и шифровке ФД, перед их пересылкой в ФНС, а также в обеспечении возможности защищённого хранения.
Кассовое ПО передаёт чеки в ФН, присваивает им фискальный признак и передаёт ОФД.
Как подать заявление о регистрации ККТ в налоговой
Дистанционная постановка ККМ на учёт производится в ЛК плательщика на сайте ФНС. Для начала создайте учётную запись, авторизуйте ЛК и войдите во вкладку «Учет ККТ». Затем выберите пункт «Зарегистрировать ККТ» и кликните на «Заполнить параметры вручную».
В запустившейся форме внесите информацию в заявлении на регистрацию ККМ в ФНС. Укажите адрес места, где находится ККМ. Если она установлена в автомобиле, то следует указать марку, модель и государственный номер автотранспортного средства. Когда расчёты производятся через интернет, требуется указывать адрес сайта.
Чтобы выбрать модель ККМ, кликните на кнопку «Выбрать модель», внесите наименование кассы в строку фильтрации и отметьте необходимый пункт из списка.
Серийный номер и модель ФН – отмечены на коробке, либо непосредственно на чипе. После указания характеристик ФН, представители ФНС произведут проверку и, если они были указаны некорректно, оповестят об ошибке.
Из перечня ОФД выберите оператора, с которым заключён договор. Поле «ИНН ОФД» заполняется в автоматическом режиме.
После заполнения остальных обязательных пунктов кликните на кнопку «Подписать и отправить» и подтвердите подачу заявки, используя для этого КЭЦП. Когда оно будет отправлено на проверку в ФНС, появится окошко с надписью «Запрос добавлен». Обычно ответ из ФНС поступает за пару минут. В ЛК появляется уведомление о том, что регистрационный номер был присвоен.
Порядок регистрации ККТ в налоговом органе: что делать после подачи заявки
Когда ФНС присвоит ККМ индивидуальный номер, требуется фискализировать устройство. Это необходимо, чтобы внести в ККМ индивидуальную информацию, включая РНМ. Последовательность действий будет зависеть непосредственно от выбранной модели.
Ниже мы разобрали процедуру фискализации, на примере ФР компании «АТОЛ»:
-
Подсоедините ККМ к ПК и откройте «Утилиту для регистрации ККТ АТОЛ».
-
В появляющихся окнах поочередно кликните на «Далее» → «Зарегистрировать» → «Синхронизировать с ПК» → «Далее».
-
Заполните данные в форму и кликните на «Далее». Будьте аккуратны, если совершить ошибку при заполнении ИНН или РНМ, регистратор будет испорчен и придётся приобрести новый.
-
Заполните окно «Параметры ОФД». Все данные можно узнать на сайте ОФД.
-
Укажите режим налогообложения.
-
Убедитесь в корректности указанной информации и кликните на кнопку «Выполнить».
ККМ выпустит отчёт о регистрации. Сохраните его.
Завершение регистрации ККТ в налоговом органе
Для окончания регистрации, снова откройте ЛК, после чего:
-
Откройте раздел «Учёт ККТ».
-
В перечне ККМ, найдите нужную модель, кликните на «Завершить регистрацию».
-
Внесите сведения из отчёта, выпущенного ранее.
-
Для подтверждения действия, нажмите на «Подписать и отправить».
-
Укажите сертификат КЭЦП.
По окончании регистрации ФНС будет 10 дней на проверку.
Следует помнить, что нельзя выпускать чеки на ККМ, пока регистрационная карточка не будет получена. В противном случае, на участника может быть наложен штраф.
Также следует помнить о том, что информация на сайте ФНС и в настройках ККМ должна быть одинаковой.
При фискализации необходимо указывать такие же данные, что и при регистрации в ФНС. Любые неточности будут нарушением порядка использования ККМ, поэтому может быть наложен штраф.
Все этапы необходимо выполнять в отведённые для этого сроки.
Фискализировать ККМ необходимо не позднее 1 дня после отправки заявления, а закончить регистрацию не позже 1 дня после получения РН.
Если все этапы были выполнены, но отчёт в ФНС не переслан, ФН будет испорчен и придётся приобрести новый.
Добавление ККМ в личный кабинет ОФД
Когда карточка будет получена, нужно будет только подсоединить ККМ к учётной записи на портале ОФД. Для настройки канала передачи данных на сервер, нужно открыть драйвер ККТ на онлайн-кассе или на ПК и указать следующие данные:
-
Хост.
-
Порт.
-
ИНН ОФД.
Следующим этапом станет привязка кассы к ЛК. Данная функция доступна во вкладке «Кассы».
Распространенные ошибки при регистрации ККТ в налоговом органе
Внесение неверной информации при заполнении заявления или фискализации может повлечь разные сбои и ошибки в работе ККМ. Ниже мы разберём те проблемы, с которыми пользователи сталкиваются наиболее часто.
Несоответствие регистрационных сведений с настройками ККМ
Ошибка может появиться в случае, если информация, приведённая на ФНС, не совпадают с информацией, внесённой в ККМ. Эти сведения необходимо вносить два раза самостоятельно, отыскивая разночтения.
К примеру, когда адрес расчётов в ККМ не совпадает с указанным на портале ФНС, оборудование будет работать, но с нарушениям ФЗ №54.
Некорректно указанное наименование ОФД
Ошибка появляется в ситуации, когда собственник кассы переводит её на обслуживание у другому ОФД. Если изменить наименование ОФД на сайте ФНС, но в самой ККМ они не были изменены, касса будет работать с нарушением законодательства.
Регистрация не окончена
После того, как ФНС присылает сообщение о присвоении РНМ, некоторые пользователи думают, что можно приступать к работе, они просто вносят номер в кассу и приступают к работе, хотя устройство ещё не поставлено на учёт.
Как проверяют наличие ККМ в налоговом органе, и что грозит нарушителям
С начала 2021 г., закончился мораторий на проверку последовательности применения ККМ. Поэтому ФНС могут в любой момент прийти с проверкой.
ФЗ №170 внёс поправки в ст. 7 ФЗ №54, на основании которых, начиная с 01.03.2022г. поменялись правила проведения проверок ККМ.
Основные положения:
-
Теперь они будут именоваться контролем и надзором за выполнением требований действующего законодательства к использованию ККМ. Регламентироваться проверки будут на основании ФЗ №248. Контрольно-надзорные мероприятия будут, как и раньше, осуществляться налоговым органом.
-
Плановых проверок больше не будет. ФНС будут проводить только внеплановые мероприятия, о которых участники не будут уведомлены.
-
Проверки ККМ могут осуществляться по месту нахождения плательщика, либо месту установки кассы, включая жилые помещения.
Как органы налогового контроля осуществляют проверку ККМ и выдачу ФД
Представитель ФНС приходит как обычный покупатель и наблюдает за оператором, фиксируя допускаемые нарушения и осуществляя проверку:
-
Применения ККМ при оплате товара.
-
Предоставление клиентам итоговых чеков.
-
Корректность указания реквизитов в ФД.
При проверке соблюдения предписаний к ККМ, смотрят на:
-
Соответствие ККМ техническим стандартам.
-
Наличие регистрации ККМ в ФНС.
-
Соответствие фактического места установки ККМ, указанному в документации.
Для проверки полноты отражения и правильности учёта выручки, во время ревизии представители ФНС могут запросить:
-
Отчёты о закрытии смены, а также текущем состоянии расчётов.
-
Кассовую и бухгалтерскую документацию.
-
Оборотные ведомости и т.д.
Инспекторы могут:
-
Запрашивать сведения из баз ОФД.
-
Получать доступ к ККМ и информации, хранящейся на ФН.
-
Привлекать экспертов.
-
Работать с органами внутренних дел.
Для проверки ККМ предоставляется 5 дней, начиная с момента получения разрешения от начальника инспекции. За работу без ККМ пользователям предусмотрен штраф:
-
Для предпринимателей размер составит от 25 до 50% от суммы расчётов.
-
Для ООО - от 75 до 100%.
За непредставление ФД, на предпринимателя может быть наложено взыскание в размере до 2000 рублей, а на юридическое лицо до 10000 рублей.
Нужна новая онлайн-касса? Поможем подобрать подходящую вам ККТ.
Оставьте заявку для получения бесплатной консультации.
Наш каталог продукции
У нас Вы найдете широкий ассортимент товаров в сегментах кассового, торгового, весового, банковского и офисного оборудования