Что такое электронная подпись
В данной статье мы расскажем о том, что собой представляет электронная подпись, для чего она необходима и каких типов бывает. Вы узнаете, что такое ключ ЭП и чем отличаются ЭП для юрлиц, физлиц и ИП.
ЭП (электронная подпись) — это закодированные сведения, добавляемые к созданному готовому документу. ЭП является аналогом обычной подписи, проставленной от руки, а подписанный с её помощью документ имеет юридическую значимость.
ЭП выглядит как набор знаков или картинка, а в отдельных ситуациях она визуально не отображается. ЭП позволяет защитить документ от несогласованных корректировок, подтвердить авторство составителя, а также убедиться в целостности сведений, приведённых в документе.
В достоверности ЭП можно убедиться при помощи ключа проверки, который, в свою очередь, можно подтвердить открытым сертификатом.
Использование ЭП регулируется ФЗ №63 от 06.04.2011 года.
ЭП стала обязательной
За последние годы ЭП прочно вошла в нашу жизнь. Она может понадобиться даже самозанятым гражданам. К примеру, для получения доступа к порталу Gosuslugi.ru и другим госресурсам.
Ведение же бизнеса без использования ЭП невозможно, поскольку:
-
Много отчётов ФНС принимает только в цифровом формате.
-
Необходима для работы на электронных торговых площадках (ЭТП).
-
Без неё нельзя осуществить дистанционную постановку ККМ на учёт в ФНС.
Начиная с 01.01.2022 года, ЭП для юридических лиц, ИП и нотариусов можно получить только через УЦ ФНС, либо через доверенное лицо: ПАО «Сбербанк России», Банк ВТБ, АО «Аналитический центр».
Банки, кредитные организации и операторы платежных систем могут приобрести ЭП через УЦ ЦБ РФ, а чиновники — через УЦ Федерального казначейства. Физлица, также как и должностные лица, могут (как и раньше) осуществлять оформление ЭП через любой аккредитованный УЦ.
Для получения ЭП в ФНС, участнику требуется приобрести специальный защищённый накопитель, к примеру, Рутокен. Далее инспектор производит на него запись ключа проверки, а также генерирует ЭП и сертификат, предоставленный УЦ. Помимо этого, необходимо инсталлировать криптопровайдер, к примеру, КриптоПро CSP 5.0.
Типы ЭП
ЭП бывают простые и усиленные.
Простая ЭП это:
-
Коды подтверждения, поступающие в формате SMS от банков, торговых площадок и т.д.
-
Логин с паролем.
-
Сформированные в разнообразных программах, а также на интернет ресурсах знаки, логотипы и т.д.
Усиленная ЭП генерируется с использованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ). В её создании, в обязательном порядке, используются современные алгоритмы кодировки информации.
Усиленные ЭП бывают двух типов:
-
Неквалифицированные (НЭЦП).
-
Квалифицированные (КЭЦП).
При создании НЭЦП применяется криптопровайдер, сведения при этом кодируются. С её помощью можно осуществить подтверждение авторства составителя, а также своевременно выявить несанкционированные изменения подписанного документа (если они имели место быть).
В отличие от НЭЦП, подтверждение КЭЦП производится при помощи сертификата (содержащего ключ проверки), который предоставляется выпустившим её УЦ.
Документы, подписанные КЭЦП, имеют такую же юридическую силу, что и документы, подписанные от руки.
Ниже в таблице мы обозначили различия между ЭП различных типов:
Типы ЭП |
Последовательность создания |
Области применения |
Простая |
Генерируется при помощи разнообразных программ и Интернет-ресурсов |
Внутрикорпоративное использование, работа и доступ к интернет-сайтам, для онлайн-банкинга |
НЭЦП |
Может быть выпущена любым физическим или юридическим лицом, при наличии достаточного технического оснащения и некоторого знания |
Может применяться для осуществления межкорпоративного ЭДО, но при этом не признаётся госслужбами и органами надзора |
КЭЦП |
|
Имеет такую же юридическую значимость, как и подпись, проставленная от руги, применяется для обеспечения межкорпоративного ЭДО и на ЭТП |
Что позволяет делать ЭП
Ежегодно область использования ЭП становится всё шире. Она играет очень важную роль в обеспечении внутреннего и внешнего оборота, ЭП применяются:
-
Для заверения цифровых документов.
-
Для работы в ГИС МТ «Честный ЗНАК».
-
Для дистанционного получения госуслуг.
-
Для подачи заявок на участие в торгах на ЭТП.
-
Для взаимодействия с судами и другими госструктурами.
-
Для ведения и подачи цифровых отчётов в ФНС и иные органы надзора.
ЭП для торгов
Коммерческие и государственные заказчики большую часть закупок производят в цифровом формате. На аукционах дистанционно реализуется имущество компаний банкротов. Для торгов, проводимых на ЭТП, также требуется КЭЦП, при этом подойдёт КЭЦП руководителя, ИП должностного или физического лица. Для принятия участия в торгах требуется наличие сертификата КЭЦП, а также доступ к интернету.
ЭП: внешний вид
На напечатанном документе ЭП просто не видна. В зависимости от используемого типа защиты, ЭП может выглядеть как:
-
Буквенно-цифровая последовательность.
-
Графическая картинка – стандартный штамп, в котором есть печать и подпись.
-
Невидимая ЭП — максимально защищает документ, зачастую используется в продуктах MS Office.
Третьи лица не могут корректировать заверенные ЭП документы. Сертификаты ключа проверки и генерации заносятся на специальный носитель – запароленный USB-токен с картой памяти.
Ключ ЭП
Ключи электронной подписи — представляют собой индивидуальную цифровую последовательность. Состоят из открытого (доступ имеется у всех участников ЭДО) и закрытого (доступ есть только у собственника КЭЦП) ключей.
ЭП для физлиц
Подходит для взаимодействия с учебными заведениями, работодателем, государственными ресурсами и другими гражданами.
Позволяет:
-
Подавать личные налоговые декларации на портале ФНС.
-
Осуществлять регистрацию юрлица или ИП.
-
Получить удалённый доступ к сайту госуслуг.
-
Пересылать цифровую документацию при поступлении в учебные заведения.
-
Осуществлять подписание трудового договора.
-
Производить оформление онлайн кредитов и т.д.
КЭЦП для должностных лиц, начиная с 01.03.2022 года, выдаётся как для физлиц. Так, в сертификате теперь отмечаются только данные о пользователе, а сведений о работодателе нет, поэтому подпись может использоваться не только для рабочих, но и для личных нужд. Единственно, для корпоративных целей необходимо будет получить машиночитаемую доверенность, которая с 01.03.2022 года оформляется добровольно, но с 01.01.2023 года - в обязательном порядке.
ЭП для ИП
В ЭП для ИП обязательно должны быть отображены данные предпринимателя. Для всех работников необходим выпуск ЭП для физлиц. При помощи КЭЦП участники могут:
-
Представлять отчёты органам государственного контроля.
-
Принимать участие в государственных закупках, торгах и аукционах.
-
Производить дистанционную регистрацию ККМ в ФНС.
-
Работать в системе ЕГАИС и т.д.
Начиная с 2022 года, ИП должны лично обращаться в ФНС за КЭЦП.
ЭП для юрлиц
В ЭП для юрлиц содержатся сведения об организации, она обеспечивает возможность:
-
Ведения межкорпоративного ЭДО.
-
Работы с ГИС МТ «Честный ЗНАК».
-
Представления цифровых отчётов в органы государственного контроля.
-
Принятия в торгах на ЭТП и т.д.
Начиная с 2022 года, ЭП для юрлиц получается только на имя руководителя организации и только в УЦ, принадлежащих ФНС или его доверенным лицам.
Данный материал носит информационный характер. ООО «Компания Интегро» не несет ответственности за актуальность предоставленной информации и возможные последствия.
Нужна ЭЦП? Подберем подходящий вариант электронной подписи для вашего бизнеса.
Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию специалиста.
Наш каталог продукции
У нас Вы найдете широкий ассортимент товаров в сегментах кассового, торгового, весового, банковского и офисного оборудования