Что такое электронная подпись | kkmsale.ru
×
Регистрация
Город:
Выбрать город

Что такое электронная подпись

Что такое электронная подпись

В данной статье мы расскажем о том, что собой представляет электронная подпись, для чего она необходима и каких типов бывает. Вы узнаете, что такое ключ ЭП и чем отличаются ЭП для юрлиц, физлиц и ИП.

ЭП (электронная подпись) — это закодированные сведения, добавляемые к созданному готовому документу. ЭП является аналогом обычной подписи, проставленной от руки, а подписанный с её помощью документ имеет юридическую значимость.   

ЭП выглядит как набор знаков или картинка, а в отдельных ситуациях она визуально не отображается. ЭП позволяет защитить документ от несогласованных корректировок, подтвердить авторство составителя, а также убедиться в целостности сведений, приведённых в документе.   

В достоверности ЭП можно убедиться при помощи ключа проверки, который, в свою очередь, можно подтвердить открытым сертификатом. 

Использование ЭП регулируется ФЗ №63 от 06.04.2011 года. 

ЭП стала обязательной.jpg

ЭП стала обязательной

За последние годы ЭП прочно вошла в нашу жизнь. Она может понадобиться даже самозанятым гражданам. К примеру, для получения доступа к порталу Gosuslugi.ru и другим госресурсам.

Ведение же бизнеса без использования ЭП невозможно, поскольку:

  • Много отчётов ФНС принимает только в цифровом формате.

  • Необходима для работы на электронных торговых площадках (ЭТП).

  • Без неё нельзя осуществить дистанционную постановку ККМ на учёт в ФНС.

Начиная с 01.01.2022 года, ЭП для юридических лиц, ИП и нотариусов можно получить только через УЦ ФНС, либо через доверенное лицо: ПАО «Сбербанк России», Банк ВТБ, АО «Аналитический центр».

Банки, кредитные организации и операторы платежных систем могут приобрести ЭП через УЦ ЦБ РФ, а чиновники  — через УЦ Федерального казначейства. Физлица, также как и должностные лица, могут (как и раньше) осуществлять оформление ЭП через любой аккредитованный УЦ.

Для получения ЭП в ФНС, участнику требуется приобрести специальный защищённый накопитель, к примеру, Рутокен. Далее инспектор производит на него запись ключа проверки, а также генерирует ЭП  и сертификат, предоставленный УЦ. Помимо этого, необходимо инсталлировать криптопровайдер, к примеру, КриптоПро CSP 5.0.

Типы ЭП

ЭП бывают простые и усиленные.

Простая ЭП это:

  • Коды подтверждения, поступающие в формате SMS от банков, торговых площадок и т.д.

  • Логин с паролем.

  • Сформированные в разнообразных программах, а также на интернет ресурсах знаки, логотипы и т.д.

Усиленная ЭП генерируется с использованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ). В её создании, в обязательном порядке, используются современные алгоритмы кодировки информации. 

Усиленные ЭП бывают двух типов:

  • Неквалифицированные (НЭЦП).

  • Квалифицированные (КЭЦП).

При создании НЭЦП применяется криптопровайдер, сведения при этом кодируются. С её помощью можно осуществить подтверждение авторства составителя, а также своевременно выявить несанкционированные изменения подписанного документа (если они имели место быть).

В отличие от НЭЦП, подтверждение КЭЦП производится при помощи сертификата (содержащего ключ проверки), который предоставляется выпустившим её УЦ.    

Документы, подписанные КЭЦП, имеют такую же юридическую силу, что и документы, подписанные от руки.   

Ниже в таблице мы обозначили различия между ЭП различных типов:

Типы ЭП

Последовательность создания

Области применения

Простая

Генерируется при помощи разнообразных программ и Интернет-ресурсов 

Внутрикорпоративное использование, работа и доступ к интернет-сайтам, для онлайн-банкинга

НЭЦП

Может быть выпущена любым физическим или юридическим лицом, при наличии достаточного технического оснащения и некоторого знания

Может применяться для осуществления межкорпоративного ЭДО, но при этом не признаётся госслужбами и органами надзора

КЭЦП

Имеет такую же юридическую значимость, как и подпись, проставленная от руги, применяется для обеспечения межкорпоративного ЭДО и на ЭТП


Что позволяет делать ЭП.jpg

Что позволяет делать ЭП

Ежегодно область использования ЭП становится всё шире. Она играет очень важную роль в обеспечении внутреннего и внешнего оборота, ЭП применяются:

  • Для заверения цифровых документов.

  • Для работы в ГИС МТ «Честный ЗНАК».

  • Для дистанционного получения госуслуг.

  • Для подачи заявок на участие в торгах на ЭТП.

  • Для взаимодействия с судами и другими госструктурами.

  • Для ведения и подачи цифровых отчётов в ФНС и иные органы надзора.

ЭП для торгов

Коммерческие и государственные заказчики большую часть закупок производят в цифровом формате. На аукционах дистанционно реализуется имущество компаний банкротов. Для торгов, проводимых на ЭТП, также требуется КЭЦП, при этом подойдёт КЭЦП руководителя, ИП должностного или физического лица. Для принятия участия в торгах требуется наличие сертификата КЭЦП, а также доступ к интернету.     

ЭП внешний вид.jpg

ЭП: внешний вид

На напечатанном документе ЭП просто не видна. В зависимости от используемого типа защиты, ЭП может выглядеть как:

  1. Буквенно-цифровая последовательность.

  2. Графическая картинка – стандартный штамп, в котором есть печать и подпись.

  3. Невидимая ЭП — максимально защищает документ, зачастую используется в продуктах MS Office.

Третьи лица не могут корректировать заверенные ЭП документы. Сертификаты ключа проверки и генерации заносятся на специальный носитель – запароленный USB-токен с картой памяти.

Ключ ЭП

Ключи электронной подписи — представляют собой индивидуальную цифровую последовательность. Состоят из открытого (доступ имеется у всех участников ЭДО) и закрытого (доступ есть только у собственника КЭЦП) ключей.

ЭП для физлиц

Подходит для взаимодействия с учебными заведениями, работодателем, государственными ресурсами и другими гражданами.

Позволяет:

  • Подавать личные налоговые декларации на портале ФНС.

  • Осуществлять регистрацию юрлица или ИП.

  • Получить удалённый доступ к сайту госуслуг.

  • Пересылать цифровую документацию при поступлении в учебные заведения. 

  • Осуществлять подписание трудового договора.

  • Производить оформление онлайн кредитов и т.д.

КЭЦП для должностных лиц, начиная с 01.03.2022 года, выдаётся как для физлиц. Так, в сертификате теперь отмечаются только данные о пользователе, а сведений о работодателе нет, поэтому подпись может использоваться не только для рабочих, но и для личных нужд. Единственно, для корпоративных целей необходимо будет получить машиночитаемую доверенность, которая с 01.03.2022 года оформляется добровольно, но с 01.01.2023 года - в обязательном порядке.

ЭП для ИП.jpg

ЭП для ИП

В ЭП для ИП обязательно должны быть отображены данные предпринимателя. Для всех работников необходим выпуск ЭП для физлиц. При помощи КЭЦП участники могут:

  • Представлять отчёты органам государственного контроля.

  • Принимать участие в государственных закупках, торгах и аукционах.

  • Производить дистанционную регистрацию ККМ в ФНС.

  • Работать в системе ЕГАИС и т.д.

Начиная с 2022 года, ИП должны лично обращаться в ФНС за КЭЦП.

ЭП для юрлиц

В ЭП для юрлиц содержатся сведения об организации, она обеспечивает возможность:

  • Ведения межкорпоративного ЭДО.

  • Работы с ГИС МТ «Честный ЗНАК».

  • Представления цифровых отчётов в органы государственного контроля.

  • Принятия в торгах на ЭТП и т.д.

Начиная с 2022 года, ЭП для юрлиц получается только на имя руководителя организации и только в УЦ, принадлежащих ФНС или его доверенным лицам. 


Данный материал носит информационный характер. ООО «Компания Интегро» не несет ответственности за актуальность предоставленной информации и возможные последствия.


Возврат к списку

вверх
Оплата любыми способами
Оплата любыми
способами

5 способов оплаты для
вашего удобства

арантийное обслуживание
Гарантийное
обслуживание

Поможем с ремонтом
и обслуживанием товара

3 розничных магазина
3 розничных
магазина

Санкт - Петербург,
Москва и Казань